Кошка просилась на улицу. Опять улетаешь — недовольно сказал человек.
Не волнуйся — ответила она. Я же ненадолго. Только поболтаю с друзьями и прилечу. Человек поворчал, но открыл окно. Кошка расправила серые крылья и взлетела. Она проделала один круг возле окна, и кивнув человеку, скрылась за углом.
Мужчина сел в своё любимое кресло и включил телевизор. Опять передавали его любимое кино. Он задремал. В окно светило неяркое солнце и ветер тихонько шевелил листву. Она шептала ему странные истории, и забытые сказки из детства.
Отпуск был большой, и он предавался лени, и удовольствиям сидения дома и ничегонеделания. Иногда кошка прилетала со своими кошачьими друзьями, и они бегали по квартире, и шептались в углах. А есть почему-то неизменно отказывались. Что всегда вызывало у человека изумление.
Но даже такой огромный, и приятный отпуск рано или поздно заканчивается.
Закончился и его. Завтра было пора на работу. Кошка не улетела сегодня, как всегда. Она села на подоконник перед открытым окном и сказала, что им надо поговорить.
Послушай — сказала она. Я прилетела специально за тобой, и наше время на исходе. Мы должны вернуться вместе. Послушай, нечего жалеть о том, что нельзя изменить.
О чем ты говоришь?— спросил мужчина. Я не понимаю тебя.
Боже мой, Боже мой — занервничала кошка, да оглянись ты вокруг. Посмотри на стол. Мужчина встал с кресла и подошел к столу. Толстый слой пыли застилал его, как одеяло. Мужчина провел рукой, но пальцы его не оставили следа на пыли. Тогда он подошел к телевизору и тот сразу включился. Сам. И стали передавать его любимое кино.
Тогда пожилой, седой мужчина бросился к холодильнику и распахнул его. Там было пусто. Что это?! Что это?!— закричал он. Почему, почему, так всё странно?
Ну же, ну же — ответила кошка. Пойми, мой хороший, нам надо уходить, пришло время, и ты больше не можешь оставаться тут. Я всё это время летала туда. Туда, где нас с тобой давно уже ждут. Твои пернатые и шерстяные друзья. Все те, кого ты любил, и кто не забыл тебя. Они соскучились.
Нет, нет!— закричал мужчина. Не может быть! Ты хочешь сказать, сказать, что я… Что я — и он запнулся.
Не говори, если не хочешь — сказала кошка, просто сядь в своё любимое кресло, посиди и успокойся, а потом. А потом нам с тобой надо будет уйти, вот через это окно.
Пожилой, седой мужчина посмотрел на кошку, и на окно.
Но ведь у меня нет крыльев, как у тебя — сказал он. Я не умею летать, я разобьюсь.
Кошка улыбнулась. Мой хороший. Крылья у тебя всегда были. Ты просто никогда не замечал их. Поэтому ты, и ходил всегда сгорбившись. Ты никогда не пытался даже найти их. Всю жизнь ты старался, что-то делал для других. Ухаживал, зарабатывал и отдавал, старался угодить и доставить удовольствие, и радость.
Милый мой, и она потёрлась о его ноги. Ты всю жизнь радовался радости других. Ты всю жизнь был счастлив, когда видел счастье других. Но когда ты был счастлив просто так, просто потому, что ты жив, когда ты был счастлив потому, что другие хотели порадовать тебя? Мужчина тяжело задумался.
Нет — сказал он. Я не согласен. Я не согласен!
Я был счастлив все эти годы потому, что вы были у меня. Потому, что вы любили меня и потому, что я любил вас. Моих пернатых и шерстяных кусочков счастья.
Он привстал и вдруг...
Вдруг за его спиной затрепетали крылья.
Знаете, как гусеница превращается в бабочку? Она сбрасывает куколку. И пытается расправить крылья. Но ведь она не знает то, что она уже превратилась. И тогда она сидит и пытается вспомнить что-то прекрасное из своей жизни, и когда вспоминает...
Когда она это вспоминает, крылья сами собой расправляются. И с ветки слетает не гусеница, а бабочка. Самая красивая бабочка на свете.
А помнишь? А помнишь?— спросила кошка. Помнишь Томочку? Мужчина вдруг улыбнулся, и его лицо, покрытое морщинами, разгладилось, и стало таким прекрасным и молодым.
Томочка — сказал он, Томочка.
Вдруг за его спиной расправились два огромных, белых крыла. Они больше не трепетали, как крылья у бабочки. Они разлетелись, как два флага за спиной. Яростный белый свет залил сумрачную квартирку.
Я знала. Я всегда знала — прошептала кошка. Она зажмурилась от ослепительного света. А мужчина, казалось совсем не замечал ничего вокруг.
Он рассказывал кошке о Томочке, и смеялся, и плакал. Кошка вспорхнула, и крепко схватившись за его правую ногу, прижалась к ней.
А мужчина не замечал больше ни стены, ни окна, он шел вперёд и крылья взмахнули. Он взлетел выше крыш одним рывком. Кошка крепко держалась за его ногу. Он рассказывал ей смешные и грустные истории, и их силуэт медленно исчезал в вечернем небе.
Яростно белые крылья, и маленькая серая кошка. Дождавшаяся своего человека. Они летели, летели туда, где их ждут. И где нет ни боли, ни горя. Где их ждёт счастье.
Олег Бондаренко