Воскресенье, 28 апреля 2024

РАССКАЗЫ ЭКИПАЖА И ГОСТЕЙ СТАНЦИИ

Можно ли расшифровать язык животных? Возможен ли переводчик с языка собак и кошек на человеческий?
Кто сказал «мяу»? О языках животных и переводчиках с них

С раннего детства мы встречаем в сказках говорящих зверят: лисы и волки, медведи и зайцы болтают без умолку, хитрят или угрожают, помогают советом или шутят. И хотя их реальные прототипы из животного мира не способны на столь сложную речь, любой владелец домашнего животного подтвердит, что братья наши меньшие умеют коммуницировать, выражать эмоции, привязанности и желания. Но можно ли расшифровать язык животных? Возможен ли переводчик с языка собак и кошек на человеческий? Эра технологий искусственного интеллекта пытается ответить на этот вопрос.

Для начала стоит определиться, что же такое язык животных. Он не един, и у каждого класса, рода и даже вида зверей способы коммуникации сильно различаются. Более того, хотя люди подразумевают под общением именно речь или ее запись на бумаге, в случае с животными под этим словом подразумеваются все способы передачи сообщений. Животные «говорят» через звуки, движения и запахи и с их помощью делятся друг с другом разной по характеру информацией.

500 Internal Server Error
Язык животных во многом полагается на передачу эмоций через движения. Фото: Santiago Lacarta on Unsplash

Главную роль в общении животных друг с другом играет эмоция. Элементы их языков чаще всего выражают некое экспрессивное высказывание: «Внимание!», «Опасность!», «Спасайтесь!», «Поберегись!», «Убирайся прочь!». И хотя самих элементов языка у многих видов не более двух десятков, их значение меняется в зависимости от ситуации. Одна и та же птичья трель или лай собаки могут обозначать разные сообщения. При этом значение высказывания всегда очень конкретно — никаких абстракций, свойственных людской речи.

Рыбы при помощи скрежета зубов или щелканья костяшек передают сигналы об опасности, а пчелы «танцами» в воздухе привлекают сородичей к источникам пищи. Птичьи трели обозначают границы территорий, помогают искать партнера для выведения потомства, а потом — охранять детенышей. Кальмары, меняя цвет, тоже могут общаться друг с другом. Но некоторые виды животных способны на восприятие и использование куда более сложных языковых систем.

Речь, в первую очередь, о дельфинах-афалинах и шимпанзе. Первые общаются при помощи свиста и щелканья, но любопытно то, что у каждого дельфина есть свое особое «имя», которое он узнает и на которое откликается. В 2013 г. ученым даже удалось устроить телефонный разговор между двумя дельфинами — и те узнали друг друга. Шимпанзе, в свою очередь, удавалось обучить языку жестов, при помощи которого они передавали сложные сообщения и составляли новые структуры из известных слов.

Горилла Коко использует язык жестов для общения. Источник: National Geografic.

Впрочем, где у животных заканчивается общение и начинается именно язык — вопрос дискуссионный. Профессор психологии и психиатрии Колумбийского университета Герберт Террас в 1979 г. выступал с критикой экспериментов, в которых шимпанзе обучали языку жестов. Ученый отмечал, что поведение животных вполне может объясняться тем, что они заучили несколько сигналов для получения еды или привлечения внимания, а не начали действительно использовать язык. Психолог аргументировал свою позицию тем, что шимпанзе не могли обобщать языковые структуры, и предполагал, что исследователи часто выдавали желаемое за действительное.

Ответ на вопрос, можно ли называть общение животных «языком», на практике не имеет такого большого значения. Даже если птичий свист или свиное хрюканье не обозначают ничего больше, чем сигнал «Опасность!», мы должны научиться распознавать его, если хотим понять животное. Самый простой способ сделать это — эмпирический. Запишите множество раз крик чайки, ищущей еду, выделите сходные звучания — и впоследствии сможете отделить этот крик от другого. Проблем у такого способа две — объем данных и ненадежность человеческого восприятия. Кроме того, встает вопрос целесообразности: а зачем нам учиться понимать животных, кроме чистого научного интереса?

Ответ: в интересах производства. Человек не разводит шимпанзе или дельфинов и слышит их не так часто, но вот распознавать языки куриц или свиней может быть более чем полезно. Сельскохозяйственные породы животных уже давно перестали содержаться в жестоких условиях, комфорт зверей стал таким же важным фактором их разведения, как и иные показатели. Так почему бы не попытаться узнать об эмоциональном состоянии той же курицы, анализируя ее язык?

Распознать каждый из голосов в такой толпе — задача, посильная лишь для ИИ. Фото: Egor Myznik on Unsplash.
Распознать каждый из голосов в такой толпе — задача, посильная лишь для ИИ. Фото: Egor Myznik on Unsplash.

Как оказалось, с использованием технологий искусственного интеллекта это более чем возможно. В 2023 г. японские ученые предприняли попытку проанализировать кудахтанье кур. «В нашей методологии используется передовая технология искусственного интеллекта, которую мы называем глубоким эмоциональным анализом. Это высокоматематический и инновационный подход, который позволяет детально выявлять эмоциональные состояния с помощью аудиоданных», — сообщается в исследовании. Система оказалась способна определять различные эмоциональные состояния кур, включая голод, страх, гнев, удовлетворение, волнение и стресс.

В 2022 г. похожую технологию использовали ученые Копенгагенского университета. Проанализировав более 7 тыс. аудиозаписей свиней, исследователи разработали алгоритм, который может расшифровать, испытывает ли отдельная свинья положительную эмоцию («счастливая», «взволнованная»), отрицательную («испуганная», «напряженная») или что-то промежуточное. Записи были собраны в широком диапазоне ситуаций, с которыми сталкиваются свиньи на производстве с момента их рождения до смерти.

С развитием технологий человечеству открываются все новые и новые способы взаимодействия с окружающим нас миром. Коммуникация с животными не только позволит нам раскрыть тайны мира, в котором мы живем, но и принесет пользу для нашей повседневной жизни.

Автор: Никита Ланской («Научная Россия»)

Back To Top