Четверг, 05 декабря 2024

РАССКАЗЫ ЭКИПАЖА И ГОСТЕЙ СТАНЦИИ

На Ближнем Востоке употребление косметики было непременной частью личной гигиены. Древние египтяне следили за чистотой тела, притираниями и мазями пользовались не только высшие слои общества.
Парфюмерия древнихю. Художник Н.Колпакова
Художник Н.Колпакова

Первые химические знания люди получили, когда научились использовать огонь (обработка пищи, выплавка металлов, обжиг керамики), брожение сахаристых веществ и приготовление косметических составов. Косметикой пользовались в доисторические времена, а она невозможна без химии. На Ближнем Востоке употребление косметики было непременной частью личной гигиены. Древние египтяне следили за чистотой тела, притираниями и мазями пользовались не только высшие слои общества. «Масло — лекарство для тела», — писал фараон Аменхотеп III (1411—1375 до н. э.), фараон Сети I (1313—1292дон.э.) специальным указом увеличил снабжение косметическими маслами своих воинов. Из-за нехватки косметических средств случались забастовки — во времена Рамзеза III (1198—1167 до н.э.) строители пирамиды прекратили работу, требуя масло для притираний! Умащивание тела было весьма распространено у ассирийцев, вавилонян, шумеров. «Масло жизни делает суставы человека более гибкими», — гласит клинопись.

Потребность в косметических средствах стимулировала изготовление в большом количестве каменных ваз и других сосудов, которые можно увидеть в современных музеях.

В 26-й главе Евангелия от Матфея читаем: «Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». Здесь «алавастр» — это так называемый египетский алебастр (другое название — мраморный оникс), полосчатый камень, добывавшийся в древних каменоломнях Фив. Из него изготовляли вазы для благовоний. Каменные сосуды для благовоний были дороги, со временем для этой цели стали использовать стеклянные бутыли; некоторые археологи полагают, что само изобретение стеклянной посуды было вызвано необходимостью хранить парфюмерную продукцию.

Помазание Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 26:6-13). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.

Тысячи лет благовония были важной частью религиозного культа. Важнейшим из них считалось миро — специальный состав из благовонных веществ, который использовался в иудейском и христианском обрядах. Миро использовали для так называемого священного помазания царей и пророков: «И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13). Миром были помазаны на царствование и российские цари. «Масть и курение радуют сердце» — читаем мы в 27-й главе «Притчей Соломоновых». Сравнение этого текста, цитируемого по синодальному изданию, с английским переводом Библии (Ointment and Perfume Rejoce the Heart) показывает, что «масть» (англ. ointment) — это мазь, помада, притирание, а наша «парфюмерия» (англ. perfume — благоухание, аромат, запах, духи) восходит к латинскому per fumus — при помощи, посредством дыма (то есть воскурения).

Помазание Саула на царство. Иллюстрация к библии. Художник Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916).

В Древнем мире благовония использовались и для массажа, и для смазывания ран. На папирусах Среднего царства (до 1600 г. до н.э.) упомянуты названия 22 разных мазей, применявшихся в мистических, религиозных и медицинских целях. Египтяне называли ароматические смолы, вытекающие из некоторых видов деревьев, словом kemai, которое перешло в греческий как kommi; отсюда произошли и англ. gum (камедь, а также резина), гумми (камедь), и гуммиарабик (дословно «аравийская камедь»).

Выяснить химический состав древних мазей и масел для растираний трудно; это непросто даже для современных композиций, что же говорить о косметике, которая пролежала десятки веков и могла измениться под действием различных агентов! Значения иероглифов на папирусах и знаков на шумерских табличках не всегда понятны. Некоторые сведения можно почерпнуть из произведений греческих и римских авторов, которые описывали различные применения масел. Чаще всего использовали оливковое и касторовое масла — особенно беднейшие слои населения. Распространены были также бегеновое масло — из крупных семян растений семейства моринговых, масло из колоквинта — растения семейства тыквенных, масло из семян сафлора, напоминающее подсолнечное, а также кунжутное, миндальное и другие. Как душистые вещества упоминаются масла из семян миндаля и аниса, корневищ аира и имбиря, цветков и коры кассии, коры коричного дерева, древесины кедра и сандалового дерева, плодов цитрусовых, цветков гелиотропа, мимозы, розы, разных тростников, цветков и листьев мяты и розмарина. Использовались как душистые вещества также цветки хны, корневища ириса, мед, вино и многое другое.

В древних документах почти нет описаний, касающихся технологии получения душистых веществ, — до понятия «маршрутная карта» оставались десятки веков. Для прессования использовали полотняный мешок, который наполняли плодами, а затем складывали так, чтобы на обоих его концах образовались петли. В них вставляли палки, которые вращали в разные стороны. Во времена III династии (около 2670—2600 гг. до н.э.) пресс был усовершенствован: его подвешивали за петли к стойкам. В античные времена начали применять винтовой пресс. Согласно Геродоту, из трех фунтов семян отжимали один фунт масла.

Эфирные масла извлекали с помощью мацерации: душистые растения настаивали в теплом растительном масле в течение двух дней, затем теплое масло фильтровали. Применялось и холодное абсорбирование — лепестки нежных растений помещали на несколько недель в закрытые емкости, а рядом располагали слои жира, которые поглощали пахучие выделения. Перегонки и экстракции растворителями в Древнем мире не знали. В чистом виде эфирные масла использовались редко, они были дороги. Обычно их смешивали с дешевыми маслами, не имеющими собственного запаха.

Торговцы смешивают разные масла. Рисунок из древнеегипетского захоронения в Саккаре, около 2400 г. до н.э. (из книги «A History of Technology», Oxford: Clarendon Press, 1956)

В Древнем мире в косметических целях использовали и животные жиры — буйволовый, бараний, гусиный. Рыбий жир не применяли из-за не очень приятного запаха. Не использовали мускус, амбру, цибет, бобровую струю — кабарги, кашалоты, циветты и бобры не были известны на Ближнем Востоке.

Для приготовления косметических средств применяли те же приемы, что и для приготовления еды. Египетские художники часто изображали эти приемы, а иногда и целое производство.

На древнеегипетских женских портретах хорошо видна применявшаяся в те времена косметика для лица: достаточно вспомнить знаменитый бюст Нефертити. Известное с незапамятных времен подкрашивание глаз вначале имело, вероятно, чисто медицинское предназначение: краска предохраняла от глазных болезней, распространенных на Ближнем Востоке. Египтяне подкрашивали также глаза изображаемых ими богов и фараонов.

Фотография бюста Нефертити в берлинском Новом музее.

В египетских захоронениях встречаются полотняные и кожаные мешочки, раковины, стебли тростника, наполненные минеральными красками для глаз. В коптском языке одна из таких красок называлась stem, откуда произошли латинское название сурьмы stibium и современный знак этого элемента Sb. Дело в том, что один из ее минералов, черная модификация сульфида Sb2S3, в виде тонко растертого порошка издавна применяли как краску для бровей. Вплоть до XIX века в России бытовало выражение «насурьмить брови»: «Ты постом говей, не сурьми бровей» (М.Цветаева). Русское название элемента — от турецкого сюрме — натирание или чернение бровей. Однако первоначально египетское stem означало другой мягкий черный минерал — галенит, сульфид свинца, им лечили глазные болезни. Египтяне обычно чернили только верхние веки, а нижние окрашивали малахитом в зеленый цвет. Малахит—основной карбонат меди, а медь, как известно, обладает бактерицидными свойствами.

Сосуд для косметики, вырезанный из куска кальцита. Найден в захоронении Тутанхамона (около 1350 г. до н.э.)

В Месопотамии черный минерал для подведения глаз назывался guhlu; это слово затем перешло к арабам в виде al-kuhl и означало тонкий порошок, пудру. У средневековых алхимиков alcohol сначала обозначал любой тонкий порошок, а во времена Парацельса (XVI век) стал обозначать пары летучих жидкостей, которые «возгонялись в воздух», как пудра от ветра. Отсюда недалеко и до современного значения.

Со временем вместо сульфидов свинца и сурьмы для подведения глаз стали использовать прокаленную без доступа воздуха скорлупу миндальных орехов, сажу, минерал пиролюзит (диоксид марганца). К растертому в тонкий порошок пигменту добавляли немного воды, иногда с примесью камеди, и получали пасту, которую пальцем или палочкой из дерева или слоновой кости наносили на веки. Такие палочки часто находят в захоронениях, на них нарисован иероглиф в виде такой же палочки в небольшой круглой чашечке.

Губы и щеки египтяне подкрашивали красной охрой — природной смесью оксидов железа с глиной. Ладони, ступни, ногти и волосы часто красили хной. Жители Месопотамии для тех же целей использовали также асафетиду — камедь, добываемую из корней зонтичного растения ферулы, тогда как шумеры предпочитали красить щеки желтой охрой, называя ее «золотой глиной». Жизнь была тяжелая и вредная, но красочная.

Источник: Химия и жизнь

Back To Top