Пятница, 29 марта 2024

РАССКАЗЫ ЭКИПАЖА И ГОСТЕЙ СТАНЦИИ

Солнечная энергетика в XIX веке. Часть II. Джон Эрикссон.
Джон Эрикссон
Джон Эрикссон
В это же время, что и Огюст Мушо, великий американский инженер и изобретатель шведского происхождения Джон Эрикссон (John Ericsson) посвящал последние годы своей жизни аналогичным исследованиям. «Простая игрушка» — охарактеризовал он французское изобретение. Эрикссон был человеком в высшей степени уверенным в своих собственных талантах: «Архимед, завершив свои расчеты силы рычага, сказал, что он мог двигать Землю», пишет он. «Я утверждаю, что концентрация тепла, излучаемого солнцем будет производить силу, способную остановить Землю в ее ходе.»
И это не было пустым хвастовством. После Эдисона и Теслы, Эрикссон, вероятно, величайший американский инженер своей эпохи. К 1803 году на его счету уже было тридцать патентов.
Его работа с солнечными двигателями продолжалась в 1870-х и 1880-х годах.
«Вы, наверное, будете удивлены, когда я скажу, что солнце-двигатель более совершенен, чем паровой двигатель»,— написал тогда Эрикссон одному знакомому,— «но пока угольные шахты не будут исчерпаны его значимость не будет полностью признана.» Он подсчитал, что стоимость солнечной энергии примерно в десять раз больше, чем угля, так что пока уголь не закончится, солнечная энергия не будет экономически целесообразной. Но это для него не явилось признаком отказа, нет никаких сомнений в том, что ископаемые виды топлива действительно закончатся когда-нибудь.
Итак, вместо того, чтобы полагаться на пар, Эрикссон использовал свою версию теплового двигателя — устройство, которое стало бы весьма коммерчески успешным, с более традиционными источниками топлива, такими как газ. 1870-е Эрикссон провёл в разработке солнечных двигателей и приспособлении посеребрённого стекла для их зеркал, так как это было дешевле и практичнее. Его двигатели имели большую производительность и меньшие размеры, чем двигатели времён Мушо. Инженер почувствовал победу. Один из двигателей близился к окончательному завершению. В письме к своему другу он написал о нём просто и уверенно: «...Он знаменует собой эпоху в механической истории мира...».
Была одна трудноразрешимая проблема — солнце садится. В 18-м веке изобретатель Гораций де Соссюр («Horace de Saussure») пытался генерировать тепло от лунного света, но потерпел неудачу. Теперь, спустя столетие, Эрикссон был столь же озадачен проблемой генерации солнечной энергии в ночное время. Аккумуляторные батареи едва только появились и были далеки от совершенства, поэтому наиболее перспективным способом казался использование кинетической энергии поднятой на некоторую высоту в течение дня воды и её сброс в ночное время вниз, через динамо-машину. К сожалению, это не привело к настоящему удовлетворительному эффекту и созданию экономически конкурентоспособной продукции.

Солнечный воздушный двигатель Джона Эрикссона.
Солнечный двигатель Джона Эрикссона, используемый в Нью-Йорке в 1884 году: современная американская гравюра на дереве.
Будучи безжалостным критиком своих конкурентов таких, как Мушо, ещё менее терпим Эрикссон был к собственным ошибкам. К 1880 г. двигатель претерпел радикальные изменения, но к своему огорчению он так и не смог заставить его эффективно работать на солнечной энергии, так, как ему хотелось бы. Несмотря на это более 50 000 единиц двигателей было продано компании «Delameter & Company», которая хвасталась в своих рекламных объявлениях: «Любая служанка может управлять ими!», хотя почти все они должны были подпитываться углём или газом.
Великий инженер сохранял непоколебимую веру в будущее солнечной энергетики до последнего вздоха. В начале 1889 г. он сконструировал большой двигатель в своем дворе и еще совершенствуя его, упал в обморок. Хотя его врач настоятельно рекомендовал ему соблюдать покой, Эрикссон не мог спать по ночам: он жаловался, что не можеть перестать думать о той работе, которую ему ещё предстоит сделаь.
Спустя несколько недель великий инженер умер.
«Когда он увидел приближающийся конец, он выразил сожаление только потому, что он не мог жить, чтобы дать миру своё изобретение в законченном виде. Оно занимало его мысли до его последнего часа. В то время как он едва мог говорить громче шепота, он обратил лицо своего главного инженера близко к своему и дал ему последние наставления для продолжения работы над машиной и взыскивал обещание, что работа будет продолжаться.» (Журнал «Science»).

Источник: bmssolar.net

Back To Top