Четверг, 21 ноября 2024

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

Охотничья сцена, насчитывающая почти 44000 лет, является старейшим известным повествовательным искусством
Охотничья сцена, насчитывающая почти 44 000 лет, является старейшим известным повествовательным искусством
Эта часть недавно описанной древней охотничьей сцены включает в себя миниатюрного буйвола, или аноа (справа), лицом к пяти слабым фигурам человека и животного, держащим копья или веревки, согласно исследованию. M. AUBERT ET AL/NATURE 2019, R. SARDI

Исследователи говорят, что индонезийская наскальная живопись, на которой изображены дикие животные, встречающиеся с потусторонними охотниками, представляет собой древнейший известный пример искусства, изображающего живые фигуры, а также визуальное повествование.

Обнаруженная в декабре 2017 года на острове Сулавеси (Sulawesi), эта охотничья сцена шириной примерно 4,5 метра была нарисована как минимум 43900 лет назад, говорят команды, возглавляемые археологами Максимом Обертом (Maxim Aubert ) и Адамом Браммом (Adam Brumm), оба из Университета Гриффит (Griffith University) в Голд-Кост (Gold Coast), Австралия. Ученые сообщают, что изображенные на фреске полулюди — полуживотные  свидетельствуют о том, что в то время люди верили в сверхъестественных существ.

«Мы предполагаем, что эти древние художники были Homo Sapiens, и что духовность и религиозное мышление были частью ранней человеческой культуры в Индонезии»,— говорит Брамм.

Две свиньи и четыре миниатюрных буйвола, называемые аноас, которые все еще обитают в лесах Сулавеси, находятся в разных местах пещерного искусства. Восемь маленьких человекоподобных фигурок с характеристиками животных, кажется, охотятся на раскрашенных свиней и аноас с копьями или веревками. Одно гибридное существо имеет светящийся хвост. У другого клювоподобная морда.

Мифические гибриды человек—животное, также известные как териантропы, часто появляются в фольклоре и в художественной литературе современных обществ. Многие религии считают териантропов богами, духами или исконными существами. Фигурки львиноголового человека и женщины с преувеличенными чертами, которые ранее были найдены в немецкой пещере, датируются 40000 лет назад, так же как и флейты из кости и бивни мамонта, найденные в той же самой пещере. Рисунок человека с птичьей головой внутри французской пещеры Ласко датируется примерно между 14000 и 21000 лет назад.


Исследование показало, что эта сцена охоты была нарисована, по крайней мере, 43 900 лет назад в индонезийской пещере.  Ученые утверждают, что на стенах изображены свиньи, миниатюрные буйволы или аноа, а также гибридные фигуры, которые являются частично человеческими, а частично животными. M. AUBERT ET AL/NATURE 2019, A. BRUMM, A.A. OKTAVIANA AND R. SARDI


Абстрактное пещерное искусство в Европе, обычно приписываемое H. sapiens, датируется как минимум 40800 лет назад. В других пещерах Сулавеси, изученных Обертом и Браммом, настенные трафареты, которые люди каменного века создавали выдувая или распыляя пигмент вокруг протянутых рук, датируются примерно 40000 лет назад. Исследователи сообщили о том, что европейские неандертальцы создали абстрактное пещерное искусство, по крайней мере, 65000 лет назад, но эти сообщения подверглись критике.

Измерения распада радиоактивного урана в минеральных слоях, которые образовались над частями сулавесского охотничьего портрета, дали минимальные возрастные оценки в диапазоне от 35100 до 43900 лет. Исследователи говорят, что самый старый минеральный слой наиболее близок к фактическому возрасту картины.

Если это подтвердится в дальнейших исследованиях, эта возрастная оценка имеет смысл, говорит археолог Николас Конард (Nicholas Conard) из Университета Тюбингена (University of Tübingen) в Германии. Искусство, музыка, религия и язык характеризуют современные группы людей во всем мире и то же самое можно сказать о группах каменного века, утверждает Конард, который руководил раскопками древних статуэток и флейт в Германии.

Любопытно, что предполагаемые фигуры людей и животных на сцене охоты в Сулавеси довольно малы по сравнению с изображениями свиньи и аноа, говорит Конард. Это может быть потому, что древние художники изображали этих териантропов летающими. В личных рассказах людей из современных групп по духовному поиску «движения в духовных мирах часто совершаются в полете, а не в ходьбе или беге»,— говорит он.

Брамм говорит, что в нескольких других пещерах Сулавеси были найдены фигуративные картины, но они еще не датированы. Почти все эти произведения искусства, включая сцену охоты, значительно испортились. «Нам нужно срочно определить, почему исчезает это искусство и что с этим делать».

Источник: Science News

Back To Top