Пятница, 19 апреля 2024

РАССКАЗЫ ЭКИПАЖА И ГОСТЕЙ СТАНЦИИ

Как древнегреческий ученый заложил основы естественных и гуманитарных наук
5 идей Аристотеля

Как древнегреческий ученый заложил основы естественных и гуманитарных наук

Аристотель — универсальный ум Античности. Трудно найти область знания, которой бы он не интересовался: от биологии и астрономии до поэзии и философии.

Ученые до сих пор пристально изучают дошедший до нас корпус текстов Аристотеля. Хотя некоторые из его работ, по мнению исследователей, заслуживают гораздо большего внимания со стороны специалистов. Так, например, историк и философ науки Либа Тауб вспоминает «Метеорологию»: «Это работа, которую очень небольшое количество людей, занимающихся философией Аристотеля, прочитали».

Попробуем разобраться, какие подходы к изучению мира и человека разрабатывал Аристотель.

Аристотель создал концепцию категорий, с помощью которых человек описывает и познает мир

Как объясняет филолог Гасан Гусейнов, само слово «категория» состоит из двух частей: глагола, обозначающего публичную речь, и приставки «ката» — она как раз указывает направление этой речи: «Следовательно, категория — слово, обозначающее любую реальность, которая является предметом речи и мысли».

Аристотель в «Органоне» предложил 10 категорий — способов описать все сущее:

— Категория сущности

— Категория времени

— Категория пространства

— Категория качества

— Категория количества

— Категория отношения

— Категория действия и категория претерпевания

— Категория пребывания (состояния)

— Категория обладания

В дальнейшем слово «категория» станет предельно общим фундаментальным понятием, которое будет выражать связь тех или иных областей знания.

Аристотель описал модель Вселенной, которая оставалась главенствующей среди ученых до конца Средних веков

Глядя на небо, Аристотель, как и его предшественники, пытался разгадать тайну Вселенной. Он был сторонником геоцентрической модели мира, считая, что Земля находится в центре, а вокруг нее движутся другие планеты и Солнце. За основу теории он взял уже существовавшие концепции о сферах.

В своей книге, описывающей развитие представлений человечества о космосе, итальянский физик Карло Ровелли констатирует: «Вскоре кто-то (возможно, Парменид, а может, Пифагор) понял, что сфера — самая разумная форма для этой парящей Земли, для которой все направления одинаковы. А Аристотель привел убедительные научные доводы, подтверждающие сферическую природу как Земли, так и небес вокруг нее, где небесные тела движутся своими путями».

Трактат «О небе» Аристотеля на многие сотни лет сформировал представления об устройстве Вселенной. Именно такую модель мироздания преподавали в школе Данте и Шекспиру. Только Николай Коперник, подхватив идею Аристотеля, трансформировал ее, предположив, что в центре находится не Земля, а Солнце.

В основе любого научного знания лежит наблюдение. И Аристотель пристально смотрел не только на звезды. Его одинаково интересовало, куда на зиму улетают перелетные птицы и чем плесень отличается от грибов. 

Аристотель — первый и главный теоретик риторики

Аристотель считал, что риторика — универсальное знание, ведь способность говорить дается нам от природы. И как мы учимся пользоваться своим телом, так же нужно учиться пользоваться своими мыслями. Как раз для этого и созданы правила риторики.

Таким образом, суть искусства риторики состоит не в том, чтобы убедить кого-то (это можно сделать и без нее), а в том, чтобы научить человека правильно мыслить. Сначала нам самим должно быть ясно то, о чем мы думаем, а уже потом мы доносим идею собеседнику. 

«Риторика нужна для того, чтобы в каждом конкретном случае находить возможные способы убеждения. Аристотель уподобляет риторику искусству врача, задача которого не в том, чтобы сделать каждого здоровым, а в том, чтобы приблизиться к этой цели или, чаще всего, облегчить мучения. Путь этот неблизкий, зато начало его доступно даже ребенку», — объясняет филолог Гасан Гусейнов концепцию Аристотеля.

Правила риторики можно легко запомнить, используя ладонь, где каждый палец соответствует одному правилу.

1. Определение темы (о чем будем говорить).

2. Построение или тактика речи (в каком порядке будем говорить).

3. Подбор нужных слов (они должны быть лексически и семантически верными, ясными, уместными и образными).

4. Тренировка памяти (хороший оратор должен запомнить, что, в каком порядке и какими словами будет говорить).

5. Но главное в речи, считал Аристотель, — это где и когда мы ее произносим, и все предыдущие правила становятся неважны, если не обращать внимание на это.

По Аристотелю, мы все постоянно взаимодействуем друг с другом и являемся частью большого социального пространства. Овладев риторикой, мы сможем эффективнее договариваться. 

Аристотель задал вектор осмысления понятия «счастье» на 2000 лет вперед

В наши дни исследования о том, что делает человека счастливым, появляются регулярно. Оказывается, не всегда это чувство связано с физическим здоровьем, материальным благополучием или возрастом. 

Аристотелевская идея о том, что счастье у каждого свое, актуальна до сих пор. Например, полагал он, если спросить об этом мудреца, раба и ребенка, то мы получим совершенно разные ответы.

Психолог Дмитрий Леонтьев обращает внимание на другую важную составляющую аристотелевского понимания счастья: «Это не просто что-то, что мы получаем или находим, — это всегда некоторая внутренняя работа».

В древнегреческой традиции счастье неразрывно связано с понятием блага. Философ Алексей Глухов объясняет его так: «Благо — это то, к чему все стремятся, это цель наших поступков и занятий. В конечном счете благо является смыслом нашего существования. Самая естественная вещь для каждого человека — подумать: “Зачем я живу?” Эту цель, а не что-то абстрактное и очень сложное и нужно осознать как благо».

Аристотель считал, что подлинное благо (= счастье) мы получаем от интеллектуальной деятельности, способности реализовать наши наивысшие способности. Это могут позволить себе только философы. Остальные вынуждены гнаться за кажущимися благами — накоплением денег, получением удовольствий.

Платон считал, что познать благо можно, лишь ответив на главный вопрос: для чего я здесь живу? «Для Аристотеля самопознание не является проблемой. Политическое сообщество уже обладает всем необходимым знанием о благе, о возможностях человеческой самореализации, о том, какие дороги открыты для достойного человека в мире. В случае если это идеальное образцовое сообщество добродетельных людей», — указывает Алексей Глухов.

Таким образом, Аристотель убеждает нас в том, что счастье возможно — нужно лишь развивать в себе необходимые для этого добродетели. 

Аристотель назвал человека «политическим существом»

Это, пожалуй, одно из самых известных высказываний Аристотеля.

Он считал, что первичная и основополагающая потребность человека — это общение с себе подобными. Именно речь (логос) дает нам возможность рассуждать не только о своем благе, но и чужом. И, в отличие от животных, мы оперируем абстрактными категориями, такими как добро или зло. 

Историк Александр Марей поясняет, что, по Аристотелю, первый уровень человеческого общения — семья, следующий — контакты с большим количеством людей на уровне поселения, а последний — взаимодействие в рамках полиса ради всеобщего блага. Это и есть политическое общение.

Справедливость, по Аристотелю, — это высшая воспитываемая добродетель. Но она сама по себе не существует, а появляется только по отношению к другому. Аристотель выделяет два ее вида: уравнивающую и распределяющую. Первая, говорит Александр Марей, в частности, утверждает равенство всех перед законом: богатый и бедный ответят за преступление одинаково. А вторая задействуется во время политического общения: благо распределяется пропорционально вкладу каждого человека в строительство полиса.

Источник: ПостНаука

Back To Top